Музыка теориясы, тарихы және композициясы бөліміне түсушілерге қойылатын талаптар - "Күләш Байсейітова" атындағы дарынды балаларға арналған республикалық мамандандырылған музыкалық орта мектеп-интернаты
 
 

Требования для поступающих теоретики

 

В связи с тем, что программа обучения данной специальности в нашей школе начинается для учащихся- теоретиков с 9 класса, то требования для поступающих в 9 класс соответствуют требованиям для поступления в данный класс на исполнительских отделениях, с той лишь разницей, что претенденты на данную специальность должны иметь более глубокие знания и выполнять все задания комиссии быстро и безупречно.

В 10  КЛАСС                        

Интонационные упражнения.

Пение:

-звукорядов ладов и ступеней лада, (все виды мажора и минора, семиступенные диатонические лады, бесполутоновая пентатоника мажорного и минорного наклонений), диатонических и характерных интервалов;

- аккордов в тесном и широком расположении 4-хголосно(трезвучия и секстаккорды главных и побочных ступеней в тональности и от звука),

- аккордов в тональности и от звука, гармонических оборотов в соответствии с курсом гармонии (плагальные, автентические и полные, проходящие квартсекстаккорды главных и побочных ступеней, Д7, II7, VII7 и их обращения с разрешением в Т, с внутрифункциональным и бифункциональным разрешениемII7 и   VII7; каденционные обороты)

- диатонических секвенций (мелодических и гармонических 3-х и 4-хголосных)

  Слуховой анализ:

 Определение на слух:

-ладов, интервалов, аккордов в тесном и широком расположении;

-4-хголосных гармонических оборотов в тесном и широком расположении (в соответствии) с курсом гармонии)

-гармонического развития в отрывках из музыкальных произведений;

- метро-ритма, темпа в одноголосных примерах

Сольфеджирование:

-одноголосие с хроматизмами, отклонение в тональности 1 степени родства;

- двухголосие гармоническое и полифоническое;

- трехголосие аккордового склада с развитием одного из голосов:

 

Спеть:- от звука вверх и вниз звукоряды, лады, интервалы, аккорды в различных расположениях и мелодических положениях с разрешением в разных расположениях;

- в тональности: интервалы, аккорды с разрешением доведением до тоники, аккордовая последовательность в виде построения или периода(6-8т.)

Определить на слух: лады, ступени лада, интервалы, аккорды, аккордовую последовательность в гармоническом 4-хголосии

Спеть с листа:

-одноголосную мелодию с транспонированием;

-двухголосный пример

-романс с сопровождением (готовиться заранее)

 

 

В 11 класс

Интонационные упражнения

Пение:

-всех видов мажора и минора, диатонических семиступенных ладов, пентатоники, дважды гармонического мажора и минора, хроматической гаммы, альтерированных звукорядов;

-интервалов диатонических, характерных и хроматических (тритоны гармонического минора и мажора, ум.3 и ув.6; 

- аккордов ДД в тональности и от звука с различными разрешениями (также с альтерацией)

- мажорных и минорных трезвучий и секстаккордов с последующим развитием и доведением до Т, различных тональностей в зависимости от функционального понимания данного аккорда.

- 4-голосных аккордовых последовательностей с аккордами D7,II7,VII7 и их обращениями, с отклонениями и модуляциями в тональности 1 степени родства;

- диатонических и хроматических секвенций (3х и 4х-голосных)

- УмVII7  с разрешением в различных тональностях (энгармонизм)

Слуховой анализ:

 Определение  на слух:

-ладов ( в виде звукорядов и мелодий), интервалов, аккордов;

-аккордовых последовательностей в гармоническом 3-хголосии;

-аккордовых последовательностей в гармоническом 4-хголосии с отклонениями в тональности 1 степени родства

-метроритмического рисунка, темпа в одноголосных мелодиях и отрывках из музыкальных произведений с простыми типами фактуры.

 

Сольфеджирование:

-одно- и двухголосие с транспонированием;

-2-х и 3-х голосие гармонического типа и полифоническое в диатонике и с отклонением в тональности 1 степени родства;

-Инвенция Баха (готовиться заранее)

-романс с сопровождением (готовиться заранее)