Требования по сольфеджио для поступающих на вакантные места

 

Во 2 класс.

Музыкальная грамота.

 

Натуральный мажор. Тональности C-dur, D dur, a moll ного и гармонического видов. Соль мажор, Фа мажор. Понятие об устойчивых звуках, неустойчивых звуках и их разрешений, вводных звуках, опевании  устоев.

Метр и ритм.

 

Простукивание и прохлопывание ритмического рисунка мелодии. Размер 2\4. Длительности:  . Понятие о сильных и слабых метрических долях. Работа с различными ритмическими группами  и наоборот.

Пауза, равная четверти. Затакт, равный четверти, двум восьмым.                             

Пение  и сольфеджирование

 

Пение гаммы пройденных тональностей различными длительностями и простыми ритмическими  группами с дирижированием на 2\4.

Пение устойчивых звуков, неустойчивых звуков с разрешением в устойчивые звуки, вводных звуков.

Чтение с листа простых мелодий с дирижированием на 2\4 (в объеме 4 тактов).

Определение на слух различных ступеней.

В 3 КЛАСС.

Музыкальная грамота

 

Тональности до двух знаков. 3 вида минора. Тональностей- До мажор, Ре мажор, ля минор. Соль мажор, Фа мажор, Си бемоль мажор, ми минор, ре минор, си минор, соль минор. Устойчивые и неустойчивые звуки, вводные звуки,ступени. Метроритм: размеры 2\4, 3\4, 4\4. Длительности: целая, половинная, четвертная, восьмые, шестнадцатые, четверть с точкой и восьмая. Паузы, равные половинной, четвертной, восьмой. Понятие об интервалах и их названиях. Строение минорной гаммы.

Слуховые навыки.

 

Слуховое представление об устойчивости и неустойчивости, о тонике, трех устойчивых звуках мажорного и минорного ладов, о разрешении вводных звуков в тонику. Умение определить на слух интервалы вне лада.         

Пение, сольфеджирование

 

Спеть пройденную гамму, устойчивые звуки, неустойчивые с разрешением, ступени. Спеть с листа в пройденных тональностях и размерах мелодию. Спеть ответную фразу на данную вопросную.

Чтение с листа простейших мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Понятие об интервалах, построение от звука вверх и вниз (от основных ступеней) с интонированием их вне лада.

 

в 4  КЛАСС.

Музыкальная грамота

 

Натуральный мажор и минор трех видов, до трех знаков включительно. Понятие о параллельных тональностях. Разрешение всех неустойчивых звуков в устойчивые. Диатонические интервалы, кроме тритонов.

Метроритм: размеры 2\4, 3\4,3\8, 4\4. Ритмические группы   Паузы, равные восьмой, такту. Затакт, равный четверти и двум

восьмым.

Термины «большое (мажорное) трезвучие, малое (минорное)

Трезвучие». Т53 с обращениями – Т664.

Слуховые навыки

 

Определение на слух натурального, гармонического, мелодического минора в гамме, мелодии, по нотному тексту.

Определение на слух интервалов, ступеней, мажорного или минорного трезвучия.

Пение и сольфеджирование

 

Сольфеджирование мелодий в пройденных тональностях и размерах с листа, пение гаммы, отдельных ступеней, Т53 параллельных тональностей. Транспонирование мелодий устно.

  

В 5 КЛАСС.

Музыкальная грамота

 

Понятие о Т53, S53, Д53 с обращениями. Д7 в основном виде с разрешением. Тритоны в натуральном мажоре и натуральном миноре. Диатонические одноголосные секвенции.

Сольфеджирование

 

Тональности до 4 знаков включительно. Натуральный мажор и 3 вида минора. Сольфеджирование одноголосных и в пройденных тональностях.

Метроритм: размеры 2\4, 3\4\, 4\4, 3\8, 6\8. Ритмические группы:

Затакт, равный двум четвертям и трем восьмым.

Пение интервалов в тональности (5-6).

Транспонирование выученных мелодий на секунду вверх или вниз в пройденных тональностях.

Слуховые навыки

 

Определение на слух интервалов от звука. Построение, пение и определение на слух гармонических оборотов (3-4 аккорда), например: T53-S64 -Т53; Т53- Д6- Т53;  Т6-S53-Т 6;  T53-S6-T46-D53-T6 и т.д.

В 6 КЛАСС.

Сольфеджирование

 

Спеть гамму, трезвучие тоники. Спеть с листа. Транспонировать мелодию на секунду вверх или вниз (в пройденные тональности). Спеть интервалы в пройденных тональностях. Спеть небольшие гармонические обороты

Мелодии  одноголосные, однотональные и модулирующие (в тональность доминанты и в параллельную), в тональностях до 5 знаков при ключе натурального мажора и трех видов минора. Размеры 2/4, 3/4, 4/4, размер 3/8 с группами   ;

размер 6/8 с группами с паузами, равными q и e Чтение с листа одноголосных примеров в тональностях до 3 знаков, и размерах 2/4, 3/4, 4/4 с несложным ритмическим рисунком.

 

Слуховые навыки

 

Проверка  гармонического слуха: пение в пройденных тональностях и определение на слух всех простых интервалов. Пение всех интервалов гармонически (двухголосно) в тональностях до 3-х знаков. Пение мелодически и определение на слух мажорного и минорного трезвучий, их обращений и Д7 в тональности. Определение на слух простых гармонических оборотов в тональности (3 – 4 аккорда, с трезвучиями главных ступеней, их обращений и Д7 с обращениями). Определение интервалов и аккордов вне лада.

Пение мелодически и определение на слух основного Д7 с разрешением, а также его обращений в пройденных тональностях.

Творческие навыки: импровизация мелодии на данный ритм, сочинение ответных фраз.

В 7 КЛАСС

Сольфеджирование

 

Знание тональностей до 6 знаков

Пение по нотам одноголосных музыкальных примеров в тональностях до 5 знаков, однотональных и с модуляцией в тональности доминанты и в параллель, с простыми хроматизмами.

Размер 6/8 с группами  и все  ранее пройденные размеры с залигованными нотами, легкими синкопами триолями восьмых.

Натуральный и гармонический мажор, 3 вида минора.

 Транспонирование разученных примеров на секунду вверх и вниз в пройденных тональностях.

Пение Д7 с обращениями, трезвучий с обращениями, уменьшенного вводного септакорда с разрешением и тритонов в пройденных тональностях.       

Слуховые навыки

 

Определение на слух в пройденных тональностях всех пройденных аккордов. Определение на слух всех простых интервалов тритонов. Определение гармонических последовательностей аккордов (7-8 аккордов).

В 8 КЛАСС.

Сольфеджирование

 

Пение одноголосной мелодии во любой тональностях мажора и минора с хроматизмами (вспомогательные и проходящие звуки),  с отклоненями и модуляцией в родственные тональности.

Размеры 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8 Синкопа более трудная, например: eqqqeПаузы все.

Транспонирование с листа несложных однотональных примеров на секунду вверх и вниз (в умеренных темпах).

Пение всех пройденных гамм в быстром темпе.

Пение тритонов и характерных интервалов в тональности, Д7 с обращениями, вводного септаккорда с обращениями, разрешением, SII7 в мажоре натуральном и гармоническом и миноре с обращениями и разрешением. Пение от звуков интервалов и аккордов. 

         Слуховые навыки      

            

Определение на слух интервалов от звука, в т. ч. тритонов и характерных интервалов. Определение на слух гармонических последовательностей из пройденных аккордов (8 аккордов).

В 9 класс

 

Иметь объем знаний в пределах Курса теории музыки по следующим темам:

1.     Музыкальные звуки и их свойства

2.     Нотное письмо

3.     Метр и ритм

4.     Лад и тональность

5.     Интервалы от звука и в ладу

6.     Аккорды от звука и в ладу

7.     Родство тональностей. Хроматизм. Альтерация. Модуляция. Отклонение

8.     Мелодия. Музыкальный синтаксис

 

     Сольфеджирование

 

Чтение с листа одноголосных мелодий с хроматизмами, отклонениями и модуляцией во всех тональностях мажора и минора, а также в старинных народных ладах.

Чтение с листа двухголосных примеров гармонического склада и полифонического склада с хроматическими ходами, отклонениями и модуляцией в родственные тональности в умеренных темпах.

Пение простых интервалов в тональности, в т.ч. тритонов и характерных интервалов. Пение гармонических последовательностей с Д7, Sll7 уменьшеным вводным септаккордом, малым вводным септаккордом.

 Прерванный оборот Д7 - VI. Построение от звука и пение трезвучий и Д7 с обращениями.

     Слуховые навыки

 

Определение на слух простых интервалов. Тритонов и характерных интервалов с разрешением Определение на слух гармонических последовательностей с пройденными аккордами (8- 10 аккордов)

                                    

В 10 класс

 

Иметь объем знаний в пределах Курса гармонии по следующим темам:

Трезвучия главных ступеней (соединений, перемещение, Скачки терцовых тонов), К6/4. Сыграть небольшую гармоническую последовательность в 4-х голосии и спеть ее

Сольфеджирование

 

Пение с листа одноголосных  двухголосных примеров гармонического и полифонического склада с хроматизмами, отклонениями и модуляцией, • более сложной метроритмической структурой, в умеренных темпах.

Транспонирование одноголосных примеров с хроматизмами, отклонениями и модуляцией на секунду вверх или вниз. Пение народных ладов.

Пение гармонических аккордовых последовательностей (не в 4-х голосии) с Д7 и его обращениями, S1I7 и его обращениями. УмVll7, MVII7, прерванным оборотом Д7- Vl, проходящими аккордами T2,VI2, IV2;, а также Vl7 в ладу.

Построение и пение от звука трезвучий с обращениями, МБ7  с обращениями, ММ7 с обращениями, МУМ7 и Ум 7 с обращениями.

Слуховые навыки

 

Определение на слух простых и составных интервалов, в т.ч. тритонов и характерных интервалов. Аккордовое 4-х голосие соответственно курсу гармонии.

Определение на слух отдельных аккордов вне лада. Определение на
слух гармонических аккордовых последовательностей, включая
прерванный оборот и проходящие секундаккорды в тональности (3-х-4-х- голосие).

В 11 класс

 

  Иметь объем знаний в пределах Курса гармонии до темы SII 7:

Сыграть небольшую гармоническую последовательность в 4-х голосии и спеть ее.

По сольфеджио учащийся должен уметь: определять на слух и точно интонировать различные виды звукоряда (в том числе, особые разновидностях семиступенных ладов, пентатоники, дважды гармонических ладов и хроматических гамм ), отдельные ступени лада, интервалы и аккорды в ладу и вне лада, каденции и их структуру, аккордовые последовательности

— интонационно чисто и ритмически правильно сольфеджировать мелодии и любой голос в двух-голосных примерах; петь любые лады, интервалы , аккорды от звука или в тональности.

— транспонировать мелодии. на секунду или терцию вверх или вниз

— Чтение с листа одноголосных примеров с отклонениями и модуляцией  в тональности  диатонического и хроматического родства, со сложной мелодикой и ритмикой, с мелизмами (например: Сольфеджио, сост. Островский, Соловьев, Шокин).

Чтение с листа двухголосных гармонического и полифонического склада,